МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Основы религиозных культур и светской этики

Общие положения

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. ( Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. ( ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В течение 2010 — 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса амостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светскойэтики»

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями другихкультур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имяобщественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светскихдуховных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Нормативные документы:

  1. Приказ от 1.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»
  2. Приказ от 31.01. 2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»
  3. Информация о введении с 1 сентября 2012 г. в ОУ курса ОРКСЭ
  4. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 года № 84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
  5. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009–2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 29.10.2009 № 1578
  7. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009–2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
  8. Выписка из протокола Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009–2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 04 октября 2011 г. № 1(61)
  9. Анализ регионального опыта апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010–2011 учебном году в 21 субъекте РФ

Учебно-методическая литература

  1. Программа курса ОРКСЭ
  2. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4–5 классы
  3. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4–5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений
  4. Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4–5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений
  5. Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4–5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений
  6. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4–5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений
  7. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей
  8. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4–5 классы
  9. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  10. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Программа курса. 4 класс
  11. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  12. Кочегаров К.А., Студеникин М.Т. Рабочие программы. 4 класс
  13. Студеникина М.Т. Программа курса. Основы светской этики. 4 класс
  14. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  15. Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

Методические рекомендации

  1. Методические рекомендации для учителя по составлению рабочих программ, тематического планирования модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
  2. Методическое письмо по введению нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (для проведения родительского собрания)
  3. Для проведения родительских собраний (материалы из книги для родителей)
Хостинг от uCoz