МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кабинет психолога

Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях

Статистика неумолима: за текущий год в Ростовской области 20 несовершеннолетних (от 13 до 16 лет) совершили попытку суицида. Причиной являлась неразделенная любовь, конфликтные ситуации в семье, сексуальная неуспешность. Наверное, здесь уместно задать два вопроса: «Кто виноват? и «Что делать?».

Наверное, никто не сможет оспорить то, что самая главная награда в жизни любого человека – это возможность быть родителями. Дети – это наша надежда, отрада и, конечно, наша старость. Ребенок радует с первых минут своей жизни: первая эмоция, первая улыбка, первые шаги… А дальше мы радуемся и переживаем за его школьные дела, первую любовь. Изначально родители настроены на то, что их ребенок будет успешен в учебе и дружбе.

Но иногда может наступить такой момент, когда сын или дочь вдруг становятся замкнутыми, как бы «уходят » от реальности, перестают мечтать и планировать, следить за собой, начинают чаще размышлять о жизни и смерти. В такой ситуации ни в коем случае нельзя оставлять своего ребенка один на один со своей бедой, потому что может случиться непоправимое! Ведь не всегда он может найти выход из трудной, безвыходной для него ситуации. И здесь только близкий человек (родитель, друг, любимый педагог) может прийти на помощь, дать нужный совет, остановить от необдуманных необратимых решений возникшей проблемы. Ведь самая первая помощь – это дать возможность высказаться, выговориться. Главное, что требуется от взрослых – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их чада.

Вот основные причины, которые могут привести подростка к отчаянному шагу: ссора с друзьями, расставание с любимым человеком или его измена, смерть кого-либо из близких родственников, частое попадание ребенка в стрессовые ситуации, игровая зависимость. И, конечно, сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод, насилие в семье.

Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, попробуйте:

  1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.
  2. Обсудить. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени).
  3. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра-«Да».
  4. Взвесить - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
  5. Показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание.
  6. Использовать имеющийся свой опыт в решении проблем («помнишь, когда то, у тебя было…», то есть внушение уверенности).
  7. В обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью психологов и даже медиков. Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно.

Существуют и некоторые приемы профилактики, которые должны присутствовать в каждой семье:

  1. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
  2. Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
  3. Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.
  4. Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом - акцент на мысли: «Я — не просто родитель, я — твой друг».
  5. Содействуйте ребенку в решении разных вопросов. Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.
  6. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
  7. Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице… Здесь необходима твердость, но не оскорбление и только на основе понимания.

Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти даже жизнь. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе.

Беседы с психологом
Нормативно-правовая база
Закон РФ "Об образовании в РФ" 2014 № 273 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 Ф3 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 Ф3 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.03.2009 № 70 "Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена" Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02.2009 № 57 "Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена" Приказ Министерства общего и профессионального образования РО, Министерство здравоохранения РО, Министерство труда и социального развития РО, Главное управление МВД России по РО от 21.01.2013/05.02.2013/14.02.2013/06.02.2013 г. №32/122/123/112 "Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий по освидетельствованию детей с ограниченными возможностями здоровья в 2013 году." Приказ Министерства общего и профессионального образования РО, Министерство здравоохранения РО, Министерство труда и социального развития РО, Главное управление МВД России по РО от 17.01.2014 № 10 "Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий по освидетельствованию детей с ограниченными возможностями здоровья в 2014 году" Письмо № 24/3.2-6391 от 16.05.2019 Приложение к письму № 24/3.2-6391 от 16.05.2019
Хостинг от uCoz